вторник, 18 января 2022 г.

Patchouli Patch L'Artisan Parfumeur: иная земля


Patchouli Patch были одним из первых ароматов совсем свежего бренда L'Artisan Parfumeur, появившегося аж в 1978 году, когда ни о какой "нише" никто ничего не подозревал. Из маленькой компании ароматов, ознаменовавших рождение целого парфюмерного течения, до наших дней дожили только Mure et Musc (он и по сей день - хит продаж бренда) и, собственно, Patchouli Patch. Жаль, конечно, что Tubereuse и Vanilia уже не с нами, не говоря уже о совсем легендарных ароматах вроде Eau de Caporal. 

L'Artisan Parfumeur начал революцию в парфюмерии, потому что показал принципиально новый подход к ней: аромат как способ полюбоваться материалом, нотой, душистым веществом, без маркетинговых легенд, без красивых рекламных картинок, в одинаковых флаконах и с обращением ко всем потребителям сразу, без гендерного деления. С ароматом у каждого свои отношения - и свои картинки в голове. Этот "чистый" нишевый подход мало кому удалось сохранить надолго - и "артизаны" тоже не избежали маркетинговых соблазнов. Но в конце 1970-х он был совершенно в новинку. 

Впрочем, кое-какое ориентир для рождения картинок в голове новые ароматы всё же давали - не могли не давать. И название, и флакон с этикеткой, и пара строк пресс-релиза давали возможность от чего-то оттолкнуться - а вот к чему прийти, каждый уже решает сам для себя.

В случае с Patchouli Patch на некоторые размышления навевал иероглиф на этикетке (кстати, так и не смогла найти, что это за иероглиф и что он означает) и пара слов в описании - мол, китайские купцы в XVIII-XIX веках перекладывали листьями пачули дорогие ткани, чтобы отогнать моль. Именно так пачули и попали в Европу, вскоре став вполне себе самостоятельным парфюмерным материалом.

Пачули в природе - их название в переводе с тамильского буквально значит "зелёный лист"

Пачули - это листья тропического кустарника рода Pogostemon, растущего в основном в Индии. Тем не менее спросом они пользовались во всей Юго-Восточной Азии и использовались очень широко: от храмовых благовоний до, собственно, средств для отпугивания насекомых. А в Европу они впервые попали при Наполеоне, когда в моду вошли шали китайского шёлка - вот такие, как на этом портрете Жозефины, жены Наполеона:

В повседневной парфюмерии пачули тоже нашли применение (помните, в "Вишнёвом саде": "А здесь пачулями пахнет" - Гаев имел в виду, скорее всего, одеколон Лопахина, приехавшего встречать обожаемую им Раневскую "при параде"). Но по-настоящему второе пришествие пачули в Европу и Америку состоялось уже в ХХ веке, когда масло пачули и благовония с ним стали привозить с собой просветлённые эзотерики и - позднее - хиппи, тем самым "перекодировав" культурные ассоциации аромата, сместив его неизбежные восточные коннотации из области туристической экзотики в область духовного просветления. "Хиппанскими" пачули в ароматах называют и по сей день - только не всякие, а "грязные", зелёно-землистые, тот самый "запах подвала". Именно такие я люблю больше всего.

Но вообще я люблю в пачулях прежде всего их многоликость: они могут быть и грязно-землистыми, и сочно-зелёными, и строгими древесными (пачули - обязательный компонент структуры шипров), и ментоловыми, и шоколадными... И люблю ароматы, которые могут показать все эти подчас несочетаемые грани в рамках одной композиции.

Именно поэтому я люблю Patchouli Patch ("лоскуток пачули", если буквально переводить эту игру слов), творение великого и ужасного Бертрана Дюшофура, мастера парадоксальных историй и необычных поворотов знакомых тем.


Этот аромат меня успокаивает - от первой до последней ноты он приводит мои чувства и разум в состояние, близкое к дзенскому. Удивительно для аромата, изначально сделанного нарочито "грязным", демонстрирующим вынесенный в название материал во всей его неприглядной (а в конце 1970-х - ещё и с подпорченной репутацией) красе. 

И тем не менее - с первого вдоха эти пачули меня успокаивают. Анисовый холодок, которым они сопровождаются в самом начале, заостряет разум, пряная зелень с лекарственной тминной горечью врачует чувства. Влажная земля, в которую врастает эта зелень, из которой растёт древнее могучее дерево с шершавой корой, на которую так приятно наступить босой ногой и почувствовать, как она проступает между пальцами, обнимая стопу - с этой землёй уже ничего не страшно. 

Аромат скругляется вокруг единого пачулиевого центра, закольцовывается, обнимает его весь и становится им - да, в какой-то момент это уже почти моно-пачули, но как же они хороши во всей своей непричёсанной дикости. И как же сияет солнце сквозь сплетённые кроны.


Интересно, эту ли тёмную лесную дикость чувствовали благовоспитанные жёны и дочери богатых коммерсантов, привозивших им в подарок кашемировые шали, переложенные сухими листьями неведомого (пока) растения?..

Для меня Patchouli Patch сродни медитации. Кутаться в эту заморскую шаль, проваливаясь в ласковое безвременье, особенно хорошо осенью и зимой - когда очень хочется моргнуть и увидеть весеннее солнце за облаками. Весна просто улетела в тёплые тропические края, скоро будет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Welton London: весь мир в Лондоне

  Бренд Welton London рискует затеряться в многообразии современной ниши. Уж очень там типовая маркетинговая история: основатель - космополи...