воскресенье, 11 апреля 2021 г.

Panthere Cartier: история Жанны Туссен, которая гуляла сама по себе

Не всегда сова в названии аромата именно та, чем кажется - иногда название может увести по пути ложных ассоциаций. Думая об этом, я вспомнила знаменитую "Пантеру", которая совсем не про хищных кошек, а совсем даже про дорогую ювелирку (Cartier, как и Bvlgary, в первую очередь ювелирный дом, а потом уже всё остальное). И полезла в гугл смотреть на ювелирных пантер. И попутно нагуглила историю, которая оказалась куда старше, чем сам аромат, вышедший в 1986 году. 

Всё началось ещё до Первой мировой, когда Луи Картье, внук основателя компании Cartier, познакомился с одной популярной кокоткой, носившей прозвище La Panthere - то ли за любовь к звериным принтам, то ли за хищную хватку, без которой подобной даме карьеры было не сделать. Звали её Жанна Туссен, и биография у неё была та ещё. 

В Париж она попала в 16-летнем возрасте, будучи на тот момент уже не по годам взрослой: в 13 лет её, дочь кружевницы из Бельгии, обольстил аристократ, обещал жениться, увёз в Париж - но, как часто бывает в таких историях, в решающий момент передумал. Зато он подарил Жанне её первые украшения Cartier, и это была любовь на всю жизнь.

Дано:1903 год, Париж belle epoche, старшая сестра Шарлотта, на тот момент уже тусовавшаяся в богемных кругах и неплохо себя чувствовавшая в роли натурщицы популярных светских художников и заодно дорогой содержанки. Жанна пошла по её стопам и преуспела куда больше. Во-первых, она была неплохой рукодельницей - расшивала сумочки и продавала их, что помогало ей держаться на плаву и без помощи богатых спонсоров (хотя с ними, конечно, было веселее). А во-вторых, в 1913 году ей повезло стать натурщицей для рекламного плаката, который упомянутый Луи Картье заказал иллюстратору Жоржу Барбье. Жанна дружила с Барбье и послужила для этого плаката одновременно натурщицей и источником вдохновения: художник изобразил даму в греческой тунике с длинной нитью жемчуга на шее; у ног дамы растянулась чёрная пантера.

Тот самый плакат Жоржа Барбье

40-летний Луи Картье, недавно разошедшийся с женой (кстати, это была Андре Каролин Ворт, внучка того самого Чарльза Ворта), немедленно потребовал у Барбье познакомить его с натурщицей - и влюбился в 26-летнюю Жанну с первого взгляда. Та была не только хороша собой, но и умна, остра на язык, обладала хорошим вкусом и деловой хваткой. Жениться на даме полусвета Картье, понятное дело, не мог без ущерба для репутации и бизнеса. Но он организовал любовнице тёплое местечко, назначив её руководительницей отдела аксессуаров компании Cartier. А в 1933-м, когда Луи разошёлся с Жанной, чтобы жениться на венгерской аристократке и уехать с ней в Будапешт, он назначил мадемуазель Туссен руководительницей ювелирного отдела.


И надо сказать, что, в отличие от многих других любовниц, которые становились руководителями чего-то там аналогичным путём, Жанна, остававшаяся в руководстве компании до своей смерти в 1976 году, работать умела и любила. И придумала кучу дизайнов сумочек Cartier, которые - помимо прочего - завоевали бренду популярность. И не только сумочек. Но речь сейчас не о них.

Жанна Туссен в 1920 году. Одета в самые остромодные тренды

Речь - о линии Panthere, названной в честь Жанны. Вначале это были только часы, в 1917-м Луи преподнёс возлюбленной портсигар с эмблемой в виде бриллиантовой пантеры, а там уже появилась и ювелирная линейка. В 1948 году герцог Виндзорский заказал для своей супруги - да, той самой Уоллис Симпсон - брошь в виде трёхмерной пантеры, восседающей на крупном изумруде. Герцогиня Виндзорская была большой любительницей украшений вообще и Cartier в частности - знаменитый браслет в виде пантеры сделала популярным тоже она.

Герцог и герцогиня Виндзорские с тем самым браслетом

При такой популярности ювелирной линейки - она, разумеется, существует и пополняется до сих пор - удивительно, что до аромата руки дошли только в 1986 году. Парфюмером стал Альберто Мориллас, на тот момент ещё не очень раскрученный. Подозреваю, что бриф для него формулировался как-нибудь вроде "ольфакторное воплощение статусной ювелирной линии", а не "портрет пантеры в джунглях". Но, конечно, мимо личности Жанны Туссен пройти тоже было нельзя. Поэтому перед нами не какая-то абстрактная хищная кошка - это La Panthere, красивая, талантливая и безжалостная кокотка с тёмным прошлым и блистательным настоящим.

Жанна Туссен в 1970-х, с неизменным жемчужным ожерельем

У меня есть флакон старой Panthere de Cartier Parfum de Toilette, и она, вероятно, близка к своему оригиналу из 1986-го. На первом плане здесь белоцветочный аккорд: сливочно-медовый флёрдоранж с индольной туберозой и чуть солоноватой гарденией; классические "духи куртизанок", дурманящие и нескромные, со сладостью и чуть с гнильцой. Но в сердце этого чувственного буйства - стальной стержень, который здесь воплощает гвоздика. Она же придаёт аромату неисправимую "винтажность" - сочетание гвоздики с белыми цветами накрепко ассоциируется с "дамами былых времён". А закрепляет эту ассоциацию тот факт, что Panthere - редкий зверь "шипровосток", любимый в 1980-х. В нём есть и колючая шипровая строптивость, и сладкая восточная нега. И немного анималики в базе - чтоб не расслаблялись. Пантера мы или где.

На этом история не заканчивается. В 2014 году, под очередное обновление линейки часов, выходит аромат La Panthere Cartier - обратите внимание, кстати, на La, которого не было в предыдущей версии. У него другой парфюмер - Матильда Лоран, in-house perfumer дома Cartier (очень редкая должность - большинство модных домов предпочитают нанимать парфюмеров на разовые работы, а не брать к себе на постоянной основе). Другой флакон - лаконичный, в стиле ар-деко, отсылающем к тем временам, когда Жанна Туссен блистала, а их роман с Луи Картье цвёл и благоухал. И другая структура аромата: теперь это решительный современный шипр на мускусно-пачулиевой базе, в сердце которого мне очень хочется поместить розу, а не гардению, потому что именно с розой таких ароматов сделано больше всего. Но это - та же самая история о сильной женщине, просто из другого времени. Бывает power dress, а это - power perfume, if you know what I mean. 

С ароматами линейки La Panthere - а она получилась очень успешной, фланкеров уже наштамповано с десяток - у меня love-hate, до сих пор не знаю, надо мне что-то из них или обойдусь. Хотя внезапно очень понравилась версия La Panthere Legere, набрасывающая на цветочно-шипровый стержень лёгкую фруктовую вуаль. И флакон у неё тоже лёгкий, стильный, минималистичный и узнаваемый. 

А крупные хищные кошки тут по-прежнему не при чём. Иногда пантеры - не то, чем кажутся. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Белые и пушистые: молоко в парфюмерии

В парфюмерии много сливок, особенно взбитых, заварного крема, помадки, згущёнки, сладкого какао и кофе с молоком - но мало собственно молока...