воскресенье, 4 июня 2023 г.

Traversee du Bosphore L'Artisan Parfumeur: от Стамбула до Константинополя

 

Это будет очередная красивая и немного грустная история о любви, которая никогда не повторится. Вышедший в 2010 году (о боже, я ещё помню, как он был горячей новинкой!) Traversee du Bosphore L'Artisan Parfumeur уже не найти на официальном сайте - он снят с производства. Мой флакон я не буду, однако же, хранить под замком, а буду носить аромат каждый раз, когда мне этого захочется. Слишком нравится мне эта история.

L'Artisan Parfumeur всегда делал ароматы-истории, и конкретно эта история - о путешествии. Оно, конечно, для нишевой парфюмерии не новость - да и для люкса тоже, вспомним хотя бы "Сады" Hermes. Но исполнение LAP - спокойное, интеллигентное и в то же время очень внятное и уверенно создающее атмосферу, как случайно снятый с полки "почитать в дорогу" томик классического романа. Мне нравится, как их парфюмеры рассказывают истории о своих путешествия.

Памела Робертс
Идея серии Les Voyages Exotiques принадлежит бывшей креативной директорке бренда Памеле Робертс. Она работала на LAP до 2009 года, и вся классика "артизанов", созданная парфюмерами вроде Анн Флипо или Оливии Джакобетти, - её заслуга. Она же привлекла к работе на бренд Бертрана Дюшофура - в 1997 году вышел сочинённый им Mechant Loup, и после него ещё 29 ароматов, включая серию Mon Numero, хиты Timbuktu и Dzongkha (оба Дюшофур называл в интервью ароматами, которыми он гордится больше всех прочих), мои любимчики Poivre Piquant и Patchouli Patch... В общем, это было долгое и плодотворное сотрудничество. И Traversee du Bosphore занимает в этой яркой компании не последнее место. 

 

Бетран Дюшофур

Идея всей серии формулировалась Памелой Робертс как "ароматы, украденные путешествующим парфюмером". Ароматные травелоги, пахнущие не только местами, но и эмоциями путешественника. Сказки, действие которых разворачивалось в пространстве и во времени. Машины времени, порой уводящие за ту грань древности, где миф становился историей, а история - мифом. Да, это сложнее, чем бесконечные "ароматы отпуска", где тропики непременно пахнут кокосом. Но L'Artisan Parfumeur с самого начала был рассчитан на пользователей, которые хотели именно таких путешествий.

Traversee du Bosphore - это, как следует из названия, путешествие в Стамбул. Но не в очередном "Восточном экспрессе". Этот путешественник уже давно сошёл с поезда, потерялся в толпе и сейчас стоит на палубе катера, пересекающего Босфор с западного (европейского) на восточный (азиатский) берег великого города.

Фотограф David Raynal

В одном обзоре я читала, что Дюшофур оказался в Стамбуле тогда же, когда многие путешественники поневоле застряли в аэропорту в результате извержения вулкана Эйяфьятлайокюдль. Но тут не совпадает тайминг: извержение было в 2010-м, Traversee du Bosphore вышел в том же году - а значит, парфюмер работал над ним несколько ранее.

В этом Стамбуле цветут тюльпаны, в кофейнях курят душистый табак и заедают яблочный чай рахат-лукумом, и за каждым углом подстерегает история. И это может быть, например, история уже не туриста, а жителя этого города, который солнечным весенним утром выходит из дому, пересекает площадь с цветущими тюльпанами, заворачивает в несколько сложносплетённых переулков, по дороге перекидывается парой слов со знакомыми в кофейнях, чешет за ухом котов, подставляет лицо солнцу... 

...кружили по стамбульским улицам, отданным во владение враждующим собачьим стаям... проходили мимо пепелищ, где притаились джинны, мимо мечетей, на куполах которых дремали ангелы, мимо укрытых снегом кладбищ, где кипарисы перешептываются с душами умерших, а между могил бродят сонмы привидений...

Орхан Памук "Имя мне - Красный"

И приходит на работу - в мастерскую, где художники рисуют миниатюры на страницах рукописных книг. Солнце падает на страницы, пригревает дорогой кожаный переплёт, ласкает его руку, сжимающую кисть. Он улыбается. Когда он закончит рисунок, он достанет из сумки яблоко и перекусит. 

Рукописный Коран из Турции

Впрочем, возможно, это уже турист, наш современник, прошедший по его следам - с шумной площади, где цветут тюльпаны, мимо всех кофеен и лавочек с турецкими сладостями, до антикварного магазина, в подсобке которого для него уже отложены ценные старинные книги в кожаных переплётах...

Это многослойная, многоэтажная история про нетуристический Стамбул, который открывается не сразу и не каждому. Дюшофур рисует ту картинку, которая осталась в его памяти - мы не знаем, где он был и что видел, но он точно отнёсся к этому городу с уважением. 

Помимо прочего, Traversee du Bosphore - достойный кожаный аромат старой школы, в котором кожа не та кирзовая и термоядерная, что бросается на каждого встречного, как убийца с ножом из тёмного переулка. Точнее, он просто из другого семейства, которое с Bandit не то что не родственники, но даже не живут в одном городе. Кожа тут опознаваема, но она мягкая, спокойная, словно бы осознающая свою высокую миссию. Например, служить книжным переплётом. 

Аромат существовал и в виде свечи

Это очень умная работа Бертрана Дюшофура, которую он не раз пытался повторить: в 2013-м вышел Skin on Skin, выстроенный вокруг мягкой замшевой ноты в сочетании с пудровым ирисом и торфяным виски, а в 2014-м - сделанный по той же формуле Tralala Penhaligon's. В обоих случаях получилось так же интеллигентно и спокойно, но даже в этих рамках хорошего тона - довольно брутально. Это уже не истории места - это истории одного свидания, и это совсем другие истории. 

Ну а Traversee du Bosphore - он один такой. Особенно после того, как его сняли с производства. 

Видео этого поста - трейлер турецкого сериала "Полночь в Пера-Палас", героиня которого переносится из нашего времени в Стамбул 1919 года. Примерно такое путешествие - в пространстве и во времени - и запечатал Дюшофур в этом флаконе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Royal Crown: возвращение короля?

На бренд Royal Crown я долгое время посматривала очень издалека. Отпугивал заоблачный ценник (10-17 тысяч гривен в разных магазинах) и флако...