понедельник, 19 июня 2023 г.

Samsara Guerlain: любовь и кровь

 

Samsara иногда называют "последним великим ароматом Guerlain", а некоторые герленоманы вообще не признают, считая, что именно с Samsara бренд стал уже не торт и окончательно ушёл играть на поле коммерческих парфюмов. 

Поворот этот связывают с именем Жана-Поля Герлена - внука основателя бренда Жака Герлена. Долгое время он был штатным парфюмером Guerlain и создал, в числе прочего, Vetiver, Habit Rouge, Champs Elysees, Chamade и Nahema. В 1988 году он стал главой компании Guerlain - то есть теперь мог принимать не только креативные, но и стратегические бизнес-решения. А через год, осенью 1989-го, вышла Samsara - и оказалась так не похожа на всё, что выпускал Guerlain до этого, что расколола поклонников бренда уже тогда.

Главным же грехом Жана-Поля Герлена парфсообщество считает тот факт, что именно он в 1994 году продал семейную компанию конгломерату LVMH. С этих пор все решения в ней принимают совсем другие люди. 

Ассоциативно Samsara связана с двумя старинным хитами Guerlain. Во-первых, она вышла в год столетнего юбилея Jicky. Во-вторых, она - явная племянница Shalimar: родня по жанру (Восток) и по истории, которую она рассказывает. Потому что это - история любви.

Жан-Поль Герлен в своей мастерской

В 1985 году Жан-Поль влюбился в женщину, которую во многих блогопостах называют англичанкой по имени Десия Пауэлл. На самом деле, если верить многочисленным источникам, её имя - Десия Русполи ди Поджио Суаза, и она бельгийка, хоть и родилась в Англии. Судя по длинному имени - она не из простой семьи, а судя по беглому поиску в гугле - известна в основном как коллекционерша предметов искусства, в том числе древних. Увы, ни одного её достоверного фото отыскать в интернетах не удалось, а соцсетей, судя по всему, у неё нет.

Какие подарки делают влюблённые парфюмеры? Разумеется, ароматы. Уникальные, созданные персонально под возлюбленную_ого. Вот и Жан-Поль Герлен, узнав, что Десия любит запахи жасмина и сандала, взялся сделать для неё парфюм с этими нотами. Сделал и подарил - и с 1985 года у Делии был свой собственный парфюм, которого не было больше ни у кого. "Она была архитектором, я - лишь каменщиком", - говорил Жан-Поль про Десию и её роль в создании Samsara.

Samsara, которая при рождении называлась Delicia (красивый намёк на имя вдохновительницы), стала для Жана-Поля и Десии счастливым талисманом: они были вместе 18 лет, до 2003 года. 

Выглядит вполне логичным, что первым парфюмом, который Guerlain должен был выпустить при Жане-Поле, стал аромат его счастливой любви (и похоже, что разрешения у Десии он на это всё-таки спросил). Очень романтично, очень по-французски, очень по-герленовски. 

Но, пожалуй, дело не только в романтике. Samsara должна была стать первым новым парфюмом Guerlain на рынке после Derby 1985 года, а до этого у бренда было два рыночных провала (ныне, конечно, и то, и другое - классика): Nahéma (1979) и Jardins de Bagatelle (1983). Ей нельзя было промахнуться. Ей нужно было соответствовать общественным вкусам и трендам, чтобы завоевать популярность не только благодаря имени Guerlain и красивой истории. Жан-Поль, на тот момент парфюмер с 30-летним опытом работы в индустрии, хорошо знал, какие ароматы сейчас на волне.

В 1980-х снова, как и в первой трети века, на волне был Восток. Он был разным: сладким фруктовым, громким цветочным, втиснутым в строгие шипровые конструкции (дивный жанр "шипровосток"), острым специевым... Запустил эту новую волну, судя по всему, Opium YSL (1977). За ним последовали Cinnabar Estée Lauder (1978), Diva Emanuel Ungaro (1983), Chanel Coco Chanel (1984), Ysatis Givenchy (1984), Poison Dior (1985), Obsession Calvin Klein (1985)... и много, много других. Все они были яркими, громкими, горячими, соблазнительными и очень стильными и авангардными для своего времени - Opium, если вспомнить, вообще был популярным клубным парфюмом. Чем-то таким должна была стать и Samsara.

Дизайн первого флакона Samsara создал Робер Гренуй

Имя ей было выбрано самое что ни на есть восточное: самсара, она же сансара, - круг перерождений в буддизме, вечный круг жизни и смерти ("и страданий", добавляют буддисты, но это в пресс-релиз не попало). Красный цвет флакона тоже очень восточный - священный в буддизме, праздничный во многих азиатских странах, к тому же после Opium и его эпигонов ассоциирующийся с громким модным востоком. 

В целом, Samsara выглядит первым для Guerlain парфюмом с хорошо продуманным маркетинговым сопровождением (не говоря уже о 50 миллионах долларов на рекламу) - в этом смысле она действительно стала "первым коммерческим ароматом Guerlain". Отсюда, пожалуй, и упорные слухи о том, что якобы Samsara впервые в истории бренда делал сторонний парфюмер "не из семьи", а Жан-Поль Герлен просто заплатил ему за работу и использовал её. Называли даже имя этого парфюмера - Жак Шабер. Вторая версия - что у Жана-Поля был соавтор (и тоже называли имя - Жерар Антони). Правдивы ли слухи - неизвестно, но они добавили Samsara ещё больше скандальности. 

Колесо самсары / сансары в буддизме

Сандал, запах аромапалочек и лавок с индийскими благовониями, - главный герой Samsara. Сандаловых материалов в ней почти 30%, и это уникальный случай: до этого обычно парфюмеры использовали 1-2%. Потому что натуральный сандал - удовольствие очень дорогое. Но Жан-Поль Герлен использовал только появившийся на рынке синтетический сандаловый материал Polysantol (по некоторым источникам - ещё и Sandalore) вместе с толикой натурального сандала - это и позволило ему раскачать сандал до немыслимых объёмов и оглушительной громкости. А судя по воспоминаниям пользователей, Samsara первых лет была почти непристойно громкой и даже шокирующей. 

В 2017 году Samsara вместе с другими классическими ароматами Guerlain вышла во флаконе
"с пчёлами"

Впоследствии, однако, натуральной частью сандала пришлось пожертвовать. В 2000 году власти Индии запретили экспорт и сильно ограничили вырубку сандала - из-за постоянной востребованности ароматной древесины его деревья оказались на грани вымирания. Так что в Samsara осталась только синтетическая его часть - и многие парфлюбители, включая критика Луку Турина, начали громко говорить, что новая Samsara уже не торт. Старые версии, конечно, стали редкостью и подорожали - винтажный Guerlain вообще недёшев. 

У меня довольно-таки поздняя версия edp (в таком флаконе, как на первой картинке этого текста), откуда-то из середины нулевых. Она хороша в любое время года, и если позволить ей раскрыться до конца и внимательно понаблюдать, то оказывается двухэтажной. 

Верхний уровень - после того, как схлынет первая секундная цитрусовая волна - это горячий сладкий жасмин, уваренный до густого жасминового варенья, и золотой сверкающий иланг-иланг без излишней медовости, которая у него часто проявляется в цветочных композициях старой школы. Очень крепкое зелье (и очень узнаваемое - в некотором роде "аккорд-паспорт" Samsara), с горчинкой и телесным аспектом - подозреваю, его-то и называют в отзывах на Samsara "пахнет кровью". 

Мне доводилось пробовать и Samsara в версии edt (она появилась только в 1991 году, позднее edp и perfume) - вот она как раз более "кровавая", чем edp. Она зеленее и холоднее, с металлическим привкусом (тут при желании полшага до крови со стерильными бинтами), с вычурно обыгранным, почти неузнаваемым иланг-илангом и выраженной телесностью в базе, но не сандаловой, а мускусной.

Но когда проходит время - телесное смывает в мировой океан сансары, и остаётся вечное. Его-то тут и представляет сандал. В моей версии - очень мягкий, почти хлебно-молочный, гладкий, как полированное дерево. Это дерево может стать второй кожей. 

Возможно, этот сандал уже не тот сандал, а эта Samsara - не громкий клубный восток с флёром скандальности. Но меня она греет в достаточной степени, чтобы оставаться со мной. 

Новейшая версия аромата - во флаконе "со шляпкой"

Бонус-трек: содержательная статья на английском обо всех версиях и всех флаконах Samsara до 2016 года.


Телевизионная реклама Samsara 1990 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Royal Crown: возвращение короля?

На бренд Royal Crown я долгое время посматривала очень издалека. Отпугивал заоблачный ценник (10-17 тысяч гривен в разных магазинах) и флако...