вторник, 7 февраля 2023 г.

Rose Anonyme Atelier Cologne: роза без имени

 

Этот аромат при первом знакомстве меня удивил. Он был очень необычен для бренда, который я привыкла воспринимать как вотчину лёгких акварельных одеколонов, скорее ароматов-настроений, чем ароматов-историй. А тут вдруг - глубокая тёмно-красная роза с ягодным вином и шершавым удовым деревом. История о таинственных делах, творящихся под покровом ночи. 

Потом я делала ещё несколько подходов к Rose Anonyme, и каждый раз впечатление было другое. Со второго раза и в пару последующих это был типовой розауд, каких уже очень много даже в массмаркете. А потом подруга подарила мне дискавери-сет Atelier Cologne, в который я иногда заглядываю. 

И однажды в холодный зимний день эта роза снова стала... нет, не тёмно-красной и роковой, а ягодной и лакомой, и к тому же горячей, как глинтвейн. Это уже не "роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет". Это роза на карнавале, то снимающая маску, то надевающая - причём всякий раз разную. Она действительно анонимна. Роза инкогнито. 


Главная роль на этом маскараде принадлежит королевской паре "роза - уд" (при поддержке пачулей и душистых смол). В 2012 году, когда вышла Rose Anonyme, это сочетание уже завоевало нишевую парфюмерию и широкими шагами приближалось к полкам люкса. Не за горами был и массмаркет: в 2016 году уже появятся Rose Oud Yves Rocher (кстати, похожий на Rose Anonyme) и Premiere Luxe Oud Avon. Rose Anonyme стала своего рода промежуточным итогом тренда, высказыванием о том, что никаких новых высказываний про розауды уже создать невозможно. Так и оказалось.

Я уже привыкла к тому, что новые парфюмерные тренды приходят из "высокой" нишевой парфюмерии сначала в бутиковые линейки и люкс, потом в массмаркет. Процесс схож с таким же движением трендов в моде - помните, как это объясняла Миранда Пристли из "Дьявол носит Prada" на примере одного оттенка синего цвета? :) 

Однако с удом, похоже, вышло не так - считается, что раньше всех в Европе он оказался в аромате M7 Yves Saint Laurent (том самом, для рекламы которого сняли обнажённого Самюеля де Куббера, вдохновившись знаменитой фотографией Ива Сен-Лорана 1972 года) в 2002 году. В сочетании с розой его первым подхватил Aoud M. Micallef (2003), тоже расчитанный на мужскую аудиторию. А массово продавать это сочетание как трендовое начал плодовитый Пьер Монталь - помните все эти бесконечные Royal Aoud, Red Aoud, Black Aoud, White Aoud и прочие неотличимые друг от друга флаконы? 

На самом деле ни Сен-Лоран, ни Монталь не были первыми: ещё в 1999 году вышел 10 Corso Como Оливье Гийотена. В нём уд и роза уже танцевали в кордебалете у великолепной восточной пары "сандал + ладан". Лука Турин оценил его на три звезды из пяти, посетовав на то, что после переформулировки в композиции стало слишком мало сандала. "Pleasant and well crafted nevertheless". Этот аромат суперзвездой не стал, хотя свои поклонники в Европе у него появились - и их достаточно, чтобы он продавался до сих пор.

Потихоньку народ приучался к странному звучанию уда (хотя многие его обзывали "медицинским", "стоматологическим" и прочими обидными для высокой парфюмерии словами; особенно доставалось вездесущему Монталю) - и вот в 2006 году выходит удовая Rose 31 Le Labo, в 2007-м - Cruel Intention By Kilian... 

И в том же 2007 году разразилась буря, затмившая всё: Noir de Noir Tom Ford, коллективное творчество Оливье Креспа, Жака Кавалье и Гарри Фремонта. Эталонный европеизированный розауд, в котором розу сделали фруктово-сладкой, но не гурманской. Это роза со вкусом (и цветом) чернослива в шоколаде, густая и обволакивающая, тонущая в тёмном омуте мягкого уда - как будто поверхность стола чёрного дерева вдруг стала жидкостью и утянула в себя розу, как чёрная дыра. 


Когда вышла Rose Anonyme, некоторые парфблогеры сравнивали её с Noir de Noir - и сейчас многие сравнивают, судя по разделу "Этот аромат похож на" на фрагрантике. Но Жером Эпинетт, создавший для Atelier Cologne с полтора десятка ароматов, сделал свой розауд чуть более с ударением на "роза" - удовая часть здесь вспомогательная. Роза и уд связаны фруктовым мостиком - у них обоих есть фруктовые обертона, и при желании их можно подчёркивать - и этот мостик никто из пары не стремится перебегать, чтобы броситься в объятия напарника. Да и роза тут сама по себе сладкая, как из варенья. У турецкой розы (именно её абсолю использовал Эпинетт, если верить официальному сайту) есть грань, за которой она превращается в рахат-лукум. В Rose Anonyme она деликатно касается этой грани и думает, не перейти ли её как-нибудь. Иногда получается, но только иногда.

Уд в этой композиции вообще не на первом плане - он сильно смягчён и укрощён, в нём нет ничего дикого, анималистического и тем более "медицинского". Да это и не уд вовсе, вероятнее всего - в смысле не то самое поражённое грибком дерево алквилария, которое выделяет одуряюще пахнущую смолу. Эта древесина стоит огромных денег, потому что добывать нужный материал долго и сложно. 

В арабских странах уд часто используют в качестве бахура - благовоний, которыми окуривают не только помещения, но часто и самих себя, а уже потом на пропитанные удовым дымом волосы и одежду наносят парфюм. Такой вот лейеринг по-ближневосточному. Его демонстрирует в этом видео основательница бренда Kayali Мона Каттан. 

В современной парфюмерии (в том числе арабской) удовый аккорд чаще всего создают с помощью эфирного масла циприоля (он же нагармота, он же папирус). Стоит оно в десятки раз дешевле, а эффект довольно схожий. Так что к рекламным текстам про содержание драгоценного удового масла в аромате стоит относиться скептически. (К чести Atelier Cologne, они в промо-материалах указывали лишь "бархатный удовый аккорд".)

Тот самый папирус-удозаменитель

Перераспределив акценты в паре "роза - уд", которая в 2012-м году уже начала всем надоедать, Жером Эпинетт создал "нуар без нуара", где роза - не роковая леди под вуалью, а обаятельная юная авантюристка. Одри Хепбёрн в "Как украсть миллион". 


Rose Anonyme может показаться бесхарактерной, но характер у неё есть - просто он всегда разный. Она может показаться скучной, но она просто милая - не её вина, что милое некоторым кажется скучным - и совсем не экстремальная. Она может доставить много удовольствия тому, кто рискнёт с ней подружиться - или же она будет просто не мешать, что иногда для парфюма тоже важно. Лично я до сих пор не знаю, нужен ли мне флакон. Не знаю, моя ли это роза. Но пробник иногда достаю - и порой Rose Anonyme снимает маску и сладко улыбается, и этой улыбки мне бывает более чем достаточно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Royal Crown: возвращение короля?

На бренд Royal Crown я долгое время посматривала очень издалека. Отпугивал заоблачный ценник (10-17 тысяч гривен в разных магазинах) и флако...