четверг, 23 февраля 2023 г.

Белым по белому: мои любимые туберозы

Тубероза в ароматах с нами давно - задолго до великого Fracas Robert Piguet, который считают первой и главной туберозой в парфюмерии, "первотуберозой", от которой так или иначе отталкивались все остальные. На рубеже XIX-XX веков она ассоциировалась с соблазном и развратом, но это далеко не всё, на что она способна. Тубероза - это цветок обо всём. Это соблазн и вражда, разврат и чистота, надрыв и спокойствие, сила и лёгкость, ночь и утро. 

Я люблю эту белоснежную красавицу с тех самых пор, как начала увлекаться ароматами. И могла бы написать километровую статью об истории туберозы в парфюмерии - но сдержала себя и написала только о своих любимых туберозах, которые есть в моей небольшой коллекции. 

Планировалось, что ароматов тут будет десять, но вышло 11. Тубероза всегда имеет свои планы и собственное мнение :)

Tubereuse Criminelle Serge Lutens

Легендарный аромат, который со своего первого появления в 1999 году не перестаёт вызывать весь спектр реакций - от "люблюнимагу" до "какая гадость эта ваша". Ничего подобного ему, кажется, не сделали до сих пор. А всего-то нужно было пристально посмотреть на аромат туберозы и выкрутить на максимум те его оттенки, которые обычно прячут в тени - именно это сделал Кристофер Шелдрейк, постоянный парфюмер Сержа Лютенса.

Аккорд туберозы в парфюмерии составляют из нескольких компонентов, один из которых отвечает за характерную для живого цветка фенольность - это метилсалицилат. Свой запах у него камфарный и "медицинский" - и именно его роль в лютансовской туберозе намеренно усилена. Вероятно, поэтому многие слышат в Tubereuse Criminelle кровь, бинты и прочий хоррор. Смею предположить, что так было задумано. 

Вероятно, мне повезло - я не слышу в этой туберозе хоррора, только нуар. Эта тубероза - горько-зелёная, пряная, дымная, индольная - и очень гордящаяся своей индольностью. Она опасна и знает это. И она столь же притягательна - и тоже знает это.

Флакон Tubereuse Criminelle я купила, развернувшись на полпути из магазина, где нанесла пшик на запястье. Я задала себе всего один вопрос: "Хочу ли я, чтобы у меня был такой шлейф?" Ответом было такое оглушительное ДА, что я не могла сопротивляться. И с этой туберозой я счастлива до сих пор. 

La Chasse aux Papillons L'Artisan Parfumeur

Это аромат того же 1999 года - и с совершенно другим взглядом на туберозу, отличным не только от Лютанса, но и от Nuit de Tubereuse тех же Артизанов. Да, в основном его вспоминают в ряду вариаций на тему липового цвета - но как по мне, тубероза тут не менее важна, чем липа, и во многом именно она делает аромат тем, что он есть. 

Анн Флипо, любительница изящных цветочных композиций, вплела липовый мёд в косу белых цветов, из которых тубероза слышна ярче всего. И она тут очень "цветочная", с зеленью и нектаром, без лишнего индола. Приветливая, задорная, тёплая, оптимистичная. Очень летняя - точнее, весь аромат очень летний, про ленивые дни и жаркие вечера. 

Мне очень нравится его название: "охота на бабочек" - французская идиома, означающая какое-то легкомысленное, несерьёзное, пустое времяпрепровождение. Именно то, чем больше всего хочется заниматься летом.

Флакон на фото - мой, я успела в своё время купить старую версию. Изменился ли аромат в новых флаконах - честно говоря, не интересовалась, мне хватает моего. А вот версия Extreme со мной не подружилась - для меня она слишком резко-зелёная, хлёсткая и куда менее добрая, чем оригинал. Поэтому тот флакон я продала, а этот, надеюсь, буду любить ещё многие тёплые летние месяцы.

Саундтрек аромата - Summer In The City в версии Джо Кокера.

Tubereuse Maitre Parfumeur et Gantier

Задолго до Лютанса и Артизанов был Maitre Parfumeur et Gantier, "мэтр-парфюмер и перчаточник", французский бренд, основанный в 1988 году и ставший одним из пионеров нишевой парфюмерии - наряду с теми же Артизанами и Анник Гуталь. "Был нишей до того, как ниша стала мейнстримом". 

Tubereuse, автором которой значится основатель бренда Жан-Франсуа Лапорт, - ровесница бренда; подозреваю, именно с нишевых пионеров идёт правило "У нишевого бренда должен быть хотя бы один аромат про туберозу (а также про уд, про амбру, etc.)". Но эта тубероза на самом деле совсем не "нишевая", не авангардная и не эпатажная - она носибельная, насколько это возможно. Сладко-фруктовая, с зелёными стеблями (некоторым эта травянистая зелень кажется рассолом, будьте осторожны и всегда тестируйте парфюм на своей коже) и медовой сердцевиной. Тубероза с летней вечеринки, в открытом платье и бриллиантах. Вполне может быть свадебным ароматом.

Секрет фруктовости парфюмерных тубероз - в эфире метил антранилат (methyl antranilate), который скрывается в сердце туберозового аккорда. Также с его помощью делают аккорды флёрдоранжа, нероли, жасмина, мёда и красных ягод. Сам по себе он пахнет, если верить Нате, виноградным сиропом с оттенками сладких цветов и едва уловимыми апельсиновыми нотками. Так что в глубине души наша роковая леди на самом деле сладкая детка. И эта сторона делает её милой и приятной в любом обществе.



 Tubereuse Mona di Orio 

Вышедшая в 2011 году Tubereuse стала одним из последних ароматов, увидевших свет при жизни создательницы (Мона ди Орио покинула нас 9 декабря 2011 года). Мона, как известно, лёгких путей не искала. Её тубероза наследует совсем не сладко-светской прелестнице Лапорта. 

Tubereuse (по ссылке - новая версия флакона) скорее идёт по дороге, проторенной её "криминальной" кузиной. Это индольная, пряная, дурманящая тубероза с уклоном в телесность - и в то же время свежая и зелёная, а ближе к концу раскрытия ещё и сладкая. Но в этой сладости тоже есть нотки индола и разложения - жизнь, таящая в себе смерть. 

Сама Мона ди Орио называла свою работу "туберозой сумерек" - не совсем дневная красавица на свадебном завтраке, но и не стопроцентная леди асассин с кольтом наперевес. Тубероза пограничья, страж порога, за которым - клубящийся туман.  

Beyond Love By Kilian

Вышедшее в 2007 году одно из (многочисленных) творений Калис Бекер для By Kilian - не единственный аромат бренда с туберозой. Она же во многом определяет характер его суперхита Good Girl Gone Bad (его делал Альберто Морийяс) - правда, там её увели в фруктовую сторону, запекли туберозу в открытом пироге с летними ягодами. 

Калис Бекер - большая любительница белых цветов (для тех же By Kilian она сделала, например, Love) - изобразила в Beyond Love ещё одну туберозу "на грани". Она тут настолько сладкая, что уже почти горькая (да, это свадебное "Горько!" - Beyond Love тоже очень свадебный аромат). И её тут много: здесь есть конкрет туберозы, абсолют туберозы плюс "аккорд лепестков туберозы" - то есть и природное сырьё, и синтетическое. Чтобы уж точно мало не показалось.

Эта гипертрофированная тубероза пышна, как облако в балетной пачке. Она взбита в крем и смешана с кокосовыми сливками, её белоцветочность усилена жасмином и выстиранным до скрипа мускусом. Но она всё равно сохраняет свой пронзительный голос, едкую фенольность и бунтарский характер. 

Пишут, что Калис Бекер вдохновлялась для этого аромата образами див Золотого века Голливуда. Но, по-моему, это какая-нибудь абсолютно вневременная сбежавшая невеста - из тех, кто в любой момент готов сорваться с места за горизонт в поисках того, что beyond love. Вроде Гвен Стефани в клипе Simple Kind Of Life.


Hauto Jeroboam 

Как-то мне довелось попасть на встречу с креативным директором Jeroboam Франсуа Эненом - он приезжал в parfum buro с презентацией первой пятёрки ароматов бренда, к которым принадлежит Hauto. Он рассказывал, что идею Hauto подсказали танцовщицы Folie Berger и прочих парижских кабаре - якобы они когда-то натирали лепестками туберозы свои интимные места, чтобы при взмахе юбок аромат накрывал первые ряды перед сценой. 

На официальном сайте бренда сказано, что Hauto - это "аромат кожи" (Hauto - "кожа" на эсперанто; все ароматы бренда названы на этом языке - неизвестно почему, такой концепт). Ванина Мираччиоле, штатный парфюмер бренда, сделала эту туберозу одновременно уютно-кремовой и чувственной. Так пахла бы кожа, будь она лепестками цветов.

Тубероза тут очень старательно приближена к тому, что она есть в природе: белый ночной цветок, пахнущий чуть сладко и чуть индольно - ну ладно, индольно не чуть, а довольно заметно. Индольность решительно подчёркнута и сплетена с телесными мускусами в базе. В результате, правда, получился не "запах секса", а скорее аромат чистого тела в белом полотенце, намазанного таким же белым кремом. Это аромат-обещание - но не столько бурной ночи, сколько уютного утра после. Одна из самых комфортных в ношении тубероз из всех мне известных.


Do Son Diptyque

Этот аромат кажется настолько классическим, будто бы он был с нами всегда, с первых экспериментов французских нишевых брендов. На самом деле Do Son в версии eau de toilette появилась в 2005 году, а более плотная и насыщенная eau de parfum - в 2011-м. Но без этого аромата, ставшего одним из хитов Diptyque, уже сложно представить нишевый ландшафт. 

Идея Do Son навеяна детскими воспоминаниями одного из основателей бренда - Ива Куслана, у родителей которого был домик на пляже До Сон, на берегу вьетнамской бухты Ха Лонг. Поэтому тубероза тут тропическая, жаркая и душистая. Фабрис Пеллегрин, автор нескольких ароматов Do Son, сделал эту туберозу ночным южным цветком, чуть пряным, чуть с оттенком солнцезащитного средства. И немного морской соли тут тоже есть. Так пахнет жаркий ночной воздух в тропических странах. 

Вид на бухту Ха Лонг

В прошлом году коллекцию Do Son обновили - лимитированное издание аромата теперь во флаконах цвета морской волны. Ещё в коллекцию входят крем для рук и свеча с ароматом туберозы. Кстати, бренд Diptyque вообще начинался со свечей, да и до сих пор это едва ли не самые продаваемые их продукты, популярнее парфюмов. 


В честь выпуска лимитированной коллекции нарисовали прелестный мультфильм - о туберозе и волшебной силе воспоминаний, которые снова становятся реальными благодаря парфюмерии.


Marc Jacobs Marc Jacobs 
Самый первый аромат от Марка Джейкобса (известный также как Marc Jacobs Woman), увы, не стал самым популярным, в отличие от более поздней серии Daisy, например. В своё время - при выходе в 2001 году - он оказался своего рода мостиком от акватических 1990-х к более разнообразному и цветастому десятилетию (как и другой знаменитый белоцветочный аромат рубежа тысячелетий - Michael Michael Kors). Впрочем, первый цвет десятилетия - белый. В котором при желании можно разглядеть все остальные.

Marc Jacobs - аромат не столько про туберозу, сколько про гардению. Её бело-зелёное, чуть землистое и грибное соло тут главное. Но именно тубероза возвращает эту дикарку в лоно цивилизации, светскости и гламура. Она тут кремово-белая, чуть влажная, немного с оттенком цветочного магазина, из которого её принесли - свежесрезанную, благоуханную, в белой бумаге. 

Это урбанистический белоцветочный аромат, гардения и тубероза большого города. Они юные, наивные, простодушные - но отнюдь не простецкие. Судя по всему, его сняли с производства, но отыскать ещё можно - я купила миниатюрку с рук и очень радуюсь. Думаю, особенно хорош он будет летом.


Fragile Eau de Toilette Jean Paul Gaultier


Больше этого аромата известна его версия edp, вышедшая в 1999 году - просто Fragile. И известна она в основном флаконом, представлявшим собой "магический шар", который нужно потрясти, чтобы вокруг женской фигурки взвился шторм золотой пыли. В версии edt - ровесницы аромата от Марка Джейкобса - шар превратился в набалдашник флакона, и блёсток там гораздо меньше. 

Туберозы, увы, в новой версии тоже стало меньше. Она была главной героиней первого Fragile, и флёрдоранж с жасмином были у неё в группе поддержки, не более. В новой версии кордебалет сделал неплохую карьеру: на первом плане тут флёрдоранж, пудрово-кремовый, сладко-цитрусовый, солнечный и гламурный (почти как в другом хите бренда - Classique). Тубероза подстраивается под него, становится более белой, кремовой и ягодно-сладкой, без индола и прочих авангардных спецэффектов. Это очень элегантный и по-французски классический аромат.
 
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть, что Fragile - творение Франсиса Куркджяна. Тогда ещё он не был суперзвездой, и в активе у него числился только один парфюм для того же Jean Paul Gaultier - суперхит Le Male. Впрочем, после того, как Fragile тоже стал суперхитом, карьера парфюмера определённо пошла в гору.

В рекламе новой версии Fragile снялась доминиканская модель Омаира Мота

Juicy Couture Juicy Couture

Первый аромат Juicy Couture стал не только хитом продаж - ему ещё досталось несколько профессиональных наград: FiFi Award Fragrance Of The Year Women`s Luxe 2007, FiFi Award Bath And Body Line Of The Year 2007 и вдобавок FiFi Award Best National Advertising Campagne / Print 2007.

Отчасти, возможно, причинами его популярности стали дивный панковский флакон (у меня, увы, флакон-тестер без крышки, что меня огорчает уже много лет) и хайповость самого бренда, прославившегося плюшевыми спортивными костюмами - в таких рассекала Пэрис Хилтон. Но содержимое этого флакона, как по мне, куда лучше всей той кондитерской фабрики, которую Juicy Couture выкатывали на полки парфюмерных магазинов впоследствии. Как выразился известный сноб Лука Турин - "Far classier than the wonderfully trashy packaging".

В Juicy Couture тубероза фруктовая и самую малость десертная - всю сладость её создатель, мастер люксовых парфюмов Гарри Фремонт, сложил в базу. При этом она всё ещё белая и летящая, как облачко, и самую малость пудровая - но без всякой ретро-пудры для париков. Это очень милая и приятная в ношении тубероза - но при этом без всяких плюшевых костюмов, скорее в лёгком платье на закате летнего дня.

А рекламная кампания, отмеченная отдельной наградой, выглядела, в частности, вот так - с отсылками к образу Марии-Антуанетты и гламуру 1950-х:

Gucci Bloom Gucci

И the last, but not the least - аромат, запустивший новую туберозовую волну в люксовой парфюмерии. Началась эта волна в 2017 году, и спадать до сих пор не думает - а у самого Bloom уже вышел десяток фланкеров (не менее красивых и интересных, чем оригинал), и эта музыка тоже обещает быть если не вечной, то очень долгой. 

Bloom стал первым ароматом Gucci, выпущенным в годы креативного директорства Алессандро Микеле - человека, сделавшего Gucci (да и весь модный ландшафт) тем, что он есть сейчас. Его любовь к цветам была заметна в каждой его коллекции. Вот и в качестве своего первого парфюма он потребовал цветочный аромат - тот, который переносит в чарующий цветущий сад. The garden is as beautiful as women are; colorful, wild, diverse, where there is everything. (Тут, конечно, вспоминается Коко Шанель с её "Женщина должна пахнуть женщиной, а не цветами" :))

Альберто Морийяс, очень плодовитый творец аромата, сделал цветущий сад минимальными средствами. Туберозу, которая тут правит бал, он превратил в совершенно абстрактный цветок - парящий, неземной. Словно бы королева цветов теперь она, а не роза. Эта тубероза настолько белая, как будто выстирана с каким-то суперсредством - если это стиральный порошок, то такой, с которым ангелы на небесах стирают свои одеяния. При этом она яркая и громкая, как и полагается уважающей себя туберозе. 

А вот в рекламном фильме аромата очень много воды и цветов. И девушек. Но все они - это одна тубероза, просто поверьте. Да здравствует королева!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Royal Crown: возвращение короля?

На бренд Royal Crown я долгое время посматривала очень издалека. Отпугивал заоблачный ценник (10-17 тысяч гривен в разных магазинах) и флако...