На парффорумах этот аромат называют просто "Феминитой", как будто это имя. Но в названии важна и вторая часть. Это не просто женственность, а "Женственность из леса". И это аромат, который поменял гендерный код древесных ароматов - в частности, выстроенных вокруг ноты кедра. Часто она была - и остаётся - маркером "мужских одеколонов". Но "Феминита" всё сделала по-своему.
Годом рождения Feminité du Bois везде указан 2009-й, но все парфманьяки, включая начинающих, знают, что это не совсем так. Эта композиция появилась на свет ещё тогда, когда Серж Лютанс был креативным директором дома Shiseido - должность, которую он занял исключительно благодаря своим визионерским талантам, а до того много лет работал фэшн-фотографом и стилистом. В 1960-х работы провинциального юноши, явившегося покорять Париж подобно Д'Артаньяну (только без хромой лошади), поразили главную редакторку французского Vogue - и с этого всё и началось.
Работая в Shiseido, Серж придумал аромат (и дизайн флакона заодно). Он должен был быть про кедр - но это должен был быть женский аромат. Лютанса завораживала тема андрогинности, слияния и взаимопроникновения мужского и женского начал - это заметно по его работам. Собственно, аромат, который он придумал, должен был рассказывать о мужском начале в женщине - о том, что феминность только тогда заметна, когда оттенена и дополнена маскулинностью. Поэтому - кедр, который до тех пор был принадлежностью только мужских ароматов.
Идею Лютенс почерпнул в стране, которая скоро станет его домом - в Марокко. Он просто повёз креативную команду Shiseido на рынок в Марракеше и показал им горы сухофруктов и специй, насыпанных в традиционную деревянную посуду. Материалом для посуды послужил атласский кедр - дерево, растущее в горах Марокко.
Тот самый кедр |
На дворе был 1992 год, время унисекс-парфюмерии и акварельной акватики ещё не наступило. Женская парфюмерия всё ещё была царством гипертрофированных цветочных букетов и крепких шипровостоков. Однако Feminité du Bois Shiseido оказалась настолько популярна, что в её честь даже открыли бутик в Пале Рояль. Бутик, посвящённый одному-единственному аромату.
В этом интервью Лютанс говорит, что после успеха аромата поднялась целая парфюмерная волна - мода на парфюмы, в центре которых были те ноты, что ранее работали только базой и не должны были высовываться. Эта тема требует отдельного исследования :)
Сочиняли композицию даже не два, а целых три парфюмера. Вначале Морис Русель и Кристофер Шелдрейк (последний впоследствии стал альтер-эго Лютенса во всём, что касалось ароматов) сочинили формулу на основе древесины атласского кедра и Iso E Super - да, эту знаменитую молекулу использовали в парфюмерии уже тогда. А потом подключился Пьер Бурдон, двумя годами позднее создавший младшую сестру "Феминиты" - Dolce Vita Dior. Бурдон подхватил работу коллег, которым не позволили продолжать некие обстоятельства. По его словам, он развил идею Руселя и Шелдрейка, привив к их формуле немного кожано-древесных обертонов своего любимого Eau de Hermes (кстати, классического унисекса 1953 года рождения). Результат "феминизации" традиционно мускулинного парфюмерного кедра восхитил Лютанса - и так появилась "Феминита".
На женственность намекало не только название, но и округлая форма флакона |
В 2012 году вышел лимитированный юбилейный тираж аромата - с рисунком в стиле кубизма на флаконе и упаковке |
Однако Лютанс, по собственным словам, хотел, чтобы в его версии женственности древесины было больше. Поэтому в том же 1992 году он создал свой бренд, для которого они с Шелдрейком запустили серию "Лесов". С этой серии, собственно, и начался Serge Lutens: Bois de Violette (расхвален Лукой Турином), Bois et Fruits, Bois et Musc, Bois Oriental, позднее - Un Bois Sepia, ещё позднее, в 2005-м - Bois de Miel. Гены прародительницы во всём семействе прослеживаются более или менее отчётливо, но её самой очень не хватало.
В 2009 году она родилась заново. Вышла та версия Feminité du Bois, о которой мечтал автор идеи. Создал её всё тот же Кристофер Шелдрейк - и в этот раз он действительно поставил в центр композиции древесные ноты. Но это совсем особая древесина.
Новая "Феминита" пахнет скорее как лес, чем как дерево. Как будто все сухофрукты и специи, что лежали на блюдах с того самого марокканского базара, вдруг воспламенились и сгорели, оставив по себе лишь благоуханный дым. А сами тарелки вдруг повернули время вспять - и из кругов отполированной душистой древесины снова стали стволами. Сделанное человеком вернулось в лес.
Между деревьями этого леса всё ещё витают клубы душистого дыма, но лес не принадлежит человеку - он сам по себе. Дикий, влажный, тёмный, солоновато-кислый. В нём опрелелённо растут мох и грибы, его плоды несладки, а цветы не стоит сажать на клумбе возле дома. И при этом - он привлекателен, как будто его сотворила заклинанием королева фейри, а не он сам вырос.
Где-то в этом лесу заблудилась та самая искомая Лютансом женственность. Или она просто в нём живёт. Или она - и есть этот лес. Из которого, как из "леса между мирами" в Нарнии, можно выйти в любую историю. Главное - для начала в этот лес зайти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий