понедельник, 2 января 2023 г.

Hermann A Mes Cotes Me Paraissait Une Ombre Etat Libre d'Orange: я и моя тень

Об этом аромате я впервые услышала от его идейного вдохновителя - создателя бренда Etat Libre d'Orange Етьена де Свардта. Кажется, летом 2015 года я брала у него интервью для глянцевого журнала (у которого на тот момент не было сайта, так что в электронном виде этого интервью, кажется, нет по сей день). И он рассказал мне об аромате бренда, который тогда только-только собирался выходить. Аромате со сложным длинным названием, навеянным строчкой из стихотворения Виктора Гюго, в дословном переводе "И с моей стороны Герман казался мне подобным тени".

Попробовать аромат мне довелось много позднее - как сейчас помню, в магазине parfume buro, который тогда ещё был на Воздвиженке. Но об этом позже, а пока - про то самое стихотворение французского классика. 

Называется оно A quoi songeaient les deux cavaliers dans la forêt ("О чём думали два всадника в лесу") и вышло в сборнике 1853 года. Его перевода на украинский я не нашла (стихов Гюго на украинский переводили немало, но явно далеко не все), зато нашла перевод на русский. Но увы - в этом переводе стихотворения никакого Германа-тени нет. Там в этой строчке "Я с Германом по лесу мчался верхом" - и только-то. 

Зато дальше начинается интересное. Лирический герой и Герман, скачущие верхом сквозь ночной лес, в этом стихотворениями выступают оппонентами в важном вопросе - отношении к смерти. Если Герман романтически восторгается смертью как избавлением от тяжкой земной юдоли и завидует тем, кто пересёк уже черту невозврата - то лирический герой, напротив, предлагает оставить мёртвых в покое, помнить о них, но самому радоваться жизни, а не смерти. 

«Жизнь — горе!.. — мне Герман опять говорит: —
Тот счастлив, кто умер. Он мирно лежит
В своем безысходном жилище…
Над ним гармонично шумит свежий лес,
И яркие звезды с далеких небес
Бросают лучи на кладбище…» —

«Оставь, — говорю я: — не трать праздных слов
Над темною тайной безмолвных гробов…
Усопшие, может быть, дышат
К нам прежней любовью. В земле, наконец,
И друг твой, и брат твой, и мать, и отец —
Сквозь сон они, верно, нас слышат…»

Герман не просто "казался тенью" лирическому герою - он и есть его тень, его тёмный двойник, воплощение мортидо - влечения к смерти. В описании аромата на официальном сайте этот персонаж ещё назван "невидимым другом", а в промо-материалах - "альтернативным Я". 

Эта же тень воплощена и в упаковке аромата - коробке, которую с одной стороны то ли уронили в грязь, то ли облили тушью. 


Аромат с такой концепцией был кое-чем новым и необычным для бренда, который сделал себе имя на игривых провокациях с сексуальной окраской: Tom of Finland, Putain des Palaces, Secretions Magnifique... Да, среди них были попытки порассуждать и о другой стороне бытия - вроде великолепной Charogne. Но с "Германа" началось движение бренда в какие-то совсем иные, эзотерические и футуристические дали. Началось - с остановки на пути и попытки вглядеться в лицо тёмного двойника, который всегда шёл по пятам весёлых и жизнелюбивых персонажей мифологии ELDO.

Когда я впервые познакомилась с этим ароматом, он меня поразил будто громом - я никогда ранее не встречала в парфюмерии ничего подобного (чем дольше увлекаешься ароматами, тем реже случаются такие минуты ошеломляющего просветления). Это был словно бы концентрированный запах темноты. Запах сумерек и осеннего тумана, клубящегося над старинной булыжной мостовой, все ещё влажной от недавнего дождя. И стук копыт где-то вдалеке - или, возможно, совсем рядом, за поворотом...


Ничего более готичного мне доселе в парфюмерии не встречалось. 

То, что в аромате помимо тумана и камней есть ещё роза, я осознала не сразу. Окончательно я её разглядела, уже когда флакон "Германа" прибило судьбой к моему берегу. 

Но сначала - о том, что делает этот аромат настолько точной парфюмерной картинкой булыжной мостовой и осеннего тумана, а заодно сообщает ему мрачно-готичное настроение старинной гравюры. 

Hermann A Mes Cotes Me Paraissait Une Ombre вышел в 2015 году - и стал одним из первых (если не самым первым) ароматом, в котором одним из составляющих был заявлен геосмин. Это то самое вещество, которое отвечает за запах земли после дождя - или скорее в первые минуты, когда капли начинают стучать по истомлённой долгой сухостью земле. Точнее, сам запах носит название петрикор - а вот геосмин, его главную химическую составляющую, выделяют обитающие в почве бактерии. 


Многие любят аромат воздуха во время и после дождя - но ранее экспериментировать с этим запахом, воссоздавая его самыми разными средствами, пытались немногие бренды. Demeter создал целую батарею ароматов дождя, грозы, мокрого сада, грязной земли - только мало кто отваживался носить это постоянно (даже тот факт, что Dirt Demeter называли любимым ароматом Клинта Иствуда, немного прибавил ему поклонников). Просто запаха мокрой земли иногда бывает недостаточно, когда речь идёт о парфюме. 

Парфюмер Квентин Биш, которому доверили создать ароматное воплощение строчки Виктора Гюго, сделал себе имя как раз умелым использованием непривычных парфюмерных компонентов - или эффектным обыгрыванием привычных. За год до "Германа" вышел его же Fleur Narcotique Ex Nihilo, нашумевший почти так же громко, как впоследствии "Баккара" - и до сих пор вызывающий такие же полярные мнения. В 2019-м он же создаст Ganymede - ещё одну баккараподобную историю. Но пока он тренируется - и, как по мне, этому результату его тренировок уделяют незаслуженно мало внимания.

(Дополню в скобках: не только тренируется, но и кое в чём повторяется. В "Германе" цветочный аккорд отчасти выстроен на той же самой молекуле петалии, овердоз которой создал характерное звучание Fleur Narcotique.)

По послужному списку Биша заметно, что он любит и умеет использовать те самые распроклятые "амбродеревяшки", которым обязана своим звучанием вся современная парфюмерия (особенно её наиболее скандальные представители вроде той же "Баккары"). В "Германе" тоже не обошлось без амброксана - подозреваю, именно он тут пахнет камнем и усиливает запах влажного тумана. А ещё подчёркивает горькие грани многогранного запаха розы - и она становится чёрной.

Роза в "Германе" настолько черна, что её и не сразу разглядишь в этой влажной ночи. Кажется, что она то ли валяется растоптанной на булыжниках, то ли просто расцветает в тёмном воздухе, сплетаясь из диалога двоих - лирического героя и его тёмного двойника. 

Картинка смазывается, и булыжная мостовая старинного города превращается в густой ночной лес, стук копыт становится глуше, и только разговор продолжается - и роза между ними. Она становится острой, терпкой, почти алкогольной - а аромат становится почти шипром. Но очень, очень странным. 

Это не очень комфортная роза, она похожа на те тёмно-красные, почти чёрные её сорта, которые почти не пахнут; а если пахнут, то землёй и хрусткой зеленью твёрдых, почти одеревеневших стволов. Эта роза способна вынести многое. Сегодня она - свидетельница вашей тайны.

ELDO сделают ещё много необычных концептуальных ароматов - и пусть делают как можно больше; это один из брендов, делающих ароматы для меня. Но такой прогулки на тёмную сторону луны у них уже не будет. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Royal Crown: возвращение короля?

На бренд Royal Crown я долгое время посматривала очень издалека. Отпугивал заоблачный ценник (10-17 тысяч гривен в разных магазинах) и флако...