понедельник, 24 октября 2022 г.

Shalimar Guerlain: властелин времени

 

Shalimar Guerlain - тот аромат, который я бы выбрала для себя из всей парфюмерной классики, если бы нужно было выбрать один. 

Эта любовь пришла ко мне не сразу - в начале моего парфманьячества Shalimar казался мне безнадёжно устаревшим бабушкиным ароматом, слишком тяжёлым и непонятным. Шло время, расширялось парфюмерное сознание - и однажды я поймала себя на том, что иду на работу в нём. И он звучит потрясающе современно и динамично, словно какая-то крутая ниша. 

За это я и люблю Shalimar. Он всегда актуальный и даже авангардный - такой, как был в 1920-е, во времена своего создания. Тогда говорили, что приличной девушке не пристало делать трёх вещей: курить, танцевать танго и носить Shalimar. Разумеется, девушки с радостью творили все эти ужасные непристойности.

А ещё, конечно, я люблю его за крутой контраст лаймовых брызг и горькой стручковой ванили, за кожаные обертона (пресловутые "покрышки", как их часто называют) и мягкий пудровый фон. За всё, что делает Шалимар Шалимаром. 

Конечно, подражатели у Shalimar были - а Emeraude Coty похож на него так, что может считаться его старшим братом. Старшим - потому что вышел в 1921 году, а Shalimar в 1925-м. Но тут есть нюанс: в википедии можно прочитать, что на самом деле и Shalimar появился в 1921-м, но четыре года ушли на судебные разборки с другой компанией, которая заявила авторские права на название. Эти четыре года аромат просуществовал под названием No. 90 - потому что был девяностым по порядку в каталоге ароматов Guerlain. Да, уже в 1921-м у бренда было 90 парфюмов.

История появления Shalimar на свет известна, кажется, всем. И тот факт, что родился он, можно сказать, случайно - когда Жак Герлен опрокинул пузырёк этилванилина в чан с Jicky (тоже единственная в своём роде тёплая лавандовая ваниль). И источник вдохновения для концепции аромата - история любви падишаха Шаха Джахана I и его первой жены Мумтаз Махал, умершей при родах их четырнадцатого (!) ребёнка. В память о Мумтаз падишах, как известно, выстроил Тадж Махал - и, как чуть менее известно, Сады Шалимар в Лахоре (ныне Пакистан). 

Сады Шалимар сегодня

Название Шалимар, по наиболее распространённой версии, представляет собой искаженное арабское «шах ал-имарат», что значит «Властелин сооружений». 

Я люблю Shalimar, но меня вряд ли можно назвать шалимароманкой - я не охочусь за винтажными версиями и не отличаю их одну от другой. Мне приходилось пробовать разные версии, фланкеры и инкарнации аромата, у меня несколько из них есть и наверняка ещё будут - и я пишу о тех, которые знаю. Если бы я владела всей информацией - наверное, вместо этого поста я бы уже писала книгу. 

Пожалуй, больше прочих люблю Шалимар в духах (в "кубике") - именно его я носила в тот день в офис, и именно он тогда для меня оказался совершенно не ретро, а очень современный, дерзкий и чувственный одновременно. При этом я прекрасно представляю его на эмансипированной барышне-флапперше из 1920-х. 

В духах царит тот самый узнаваемый цитрусово-ванильный аккорд с толикой кожи, густой, плотный и для меня почти наркотический. И ещё эта версия, вопреки всему, что известно об ароматах в версии parfum, довольно-таки шлейфовая - "хвост" от неё короткий, но заметный. 



Такой у меня флакончик
Есть у меня и духи Shalimar в "родном" флакончике, подаренные каким-то Тайным Сантой. Это не винтажная миниатюрка (хотя очень похожа), она откуда-то из нулевых - но уже постепенно превращается в винтаж. 

В этой версии чуть меньше лаймовых брызг и пудры, чуть больше строгой кожи и несладкой бурбонской ванили. И вот у нее почти нет шлейфа, что для "Шалимара" даже удивительно. Видимо, оттого она чуть менее дерзкая и более уютная - её прекрасно носить в холода и особенно в морозы.




Пробовала я и современную версию туалетной воды. В ней напрочь отсутствуют сладкие подтона всех ингредиентов, включая ваниль и амбру. Эта версия аромата получилась резкая, колючая и неласковая, и с большим уклоном в унисекс (и даже в мужскую парфюмерию - цитрусы тут очень маскулинные). В базе больше кедра и ветивера, чем фирменной герленовской ванили с кожей. Этакий деловой вариант "Шалимара", для серьёзных костюмов и высоких кабинетов.

Конечно, есть у Shalimar и одеколонная концентрация. Версия Shalimar Eau de Cologne получилась самой маскулинной - и самой летней, самой юной, самой лёгкой и беззаботной. Здесь вообще убрали пудровый блок, оставив только резкий и острый контраст цитрусов и кожи, в котором ваниль лишь чуть-чуть смягчает углы. По настроению - как поездка на автомобиле по морскому побережью с открытыми окнами, в которые заглядывает солнце. Люблю эту версию тоже - она для меня самая носибельная и безотказная, на все случаи жизни и для всех поводов. 

Отдельно стоит упоминания Shalimar Cologne 2015 - это тоже летняя версия "Шалимара", но с ударением на цитрусовый аккорд, легкая, без кожаной брутальности. В этом отпуске обошлись совсем без автомобиля. В базе тут лёгкий пудровый аккорд, скорее символический, чем по-настоящему весомый - и, увы, на моей коже довольно нестойкий. Неплохо подойдёт для тех, кто не подружился с монументальной классикой в версии edp или parfum.






В 2011 году Тьерри Вассер, штатный парфюмер Guerlain, создал новый фланкер аромата - Shalimar Parfum Initial. Название, по задумке, должно ассоциироваться с инициацией - входом в прекрасный мир герленовских ароматов вообще и Шалимара в частности. Шалимар для тех, кто не знает, что такое Шалимар. В рекламной кампании - для пущего привлечения внимания - сняли обнажённую Наталью Водянову.



Многие - например, моя мама - эту версию полюбили. Но лично я с ней не дружу. Потому что для меня это "Шалимар с морковкой", из которого убрали лайм, а взамен переборщили с ирисом. В раскрытии добавляется еще и "Шалимар с замшей": там, где в классической версии была кожа, тут я слышу именно ее (не понимаю, кто это так постарался, возможно, пачули с ветивером). И лишь к финалу аромат наконец возвращается к истокам и выдает знакомую герленовскую ваниль - но слаще, чем мы привыкли, за счет карамели. 

Облегчённая версия фланкера - Shalimar Parfum Initial L`Eau, вышедшая в 2012-м, - для меня оказалась не лучше. Начинается с того же горько-морковного аромата ирисового корня с горькими же цитрусовыми. Постепенно все это перетекло в узнаваемую шалимаровскую базу (ощутимо не хватает кожи и замши, как в первом "Инисьяле"), с очень похожей цитрусовой ванилью - в этой версии на цитрусовые не поскупились. Но для меня это снова не то пальто и не тот "Шалимар". 

Если "Инициалы" убедили меня в том, что ничего лучше классической версии нет, то первые лимитированные спецвыпуски в честь парфюмерных ингредиентов - в том же 2012-м - заставили в этом сомневаться. Во всяком случае, нижеследующие два флакона я купила почти не задумываясь и до сих пор с радостью эти версии ношу. Различаются они, кстати, не только надписью и узором на коробке, но и формой этих самых коробок: "мадагаскарская" открывается как сундучок, у "мексиканской" крышка надевается и снимается, как колпак (последняя менее удобная, как по мне).

Shalimar Ode a la Vanille Sur la route de Madagascar - "мадагаскарская ваниль", которая как раз должна быть с горчинкой - и она там есть, вот только сама ваниль тут играет роль красивого золотистого фона, шторы, сквозь которую бьют лучи слепящего африканского солнца. В роли солнца - цитрусовые, которых в эту версию "Шалимара" отсыпали с горой, и далеко не только привычного лайма. А в узоре шторы жёлтые нити ванили переплетаются с коричневыми - кожи и амбры. Плюс немного дымного ладана - где-то в углу комнаты зажгли блоговония. Плюс капля чего-то живого, даже животного - кто его знает, этого зашедшего в комнату... Очень освежающее получилось путешествие в Африку - не в конрадовское "Сердце тьмы", а в живую, яркую, витальную прародину человечества. 

Shalimar Ode a la Vanille Sur la Route du Mexique - "мексиканская ваниль", в которой собственно ваниль переплетена совсем с другими нотами, и их переплетение уводит "Шалимар" в такие дали, из которых он уже не возвращается прежним. В самом начале я ещё слышу знакомый шалимаровский костяк, лаймово-кожано-ванильный. Но лайм тут словно бы примостился на краю бокала с "Маргаритой", которую быстро выпивают. Фирменная ирисовая пудра рассыпается по кожаным сиденьям винтажного авто. А горчинка ванили перетекает в горечь шоколада - не шоколадного пломбира, как в артизановской Havana Vanille, а густого напитка с пряностями, который варили ацтеки для своих церемоний. Куда-то в эту древнюю чёрную даль и едет этот "Шалимар" - как будто преступница из американского кино бежит в Мексику и неожиданно совершает путешествие не только в пространстве, но и во времени. Впрочем, зная нашу героиню, можно не сомневаться, что у неё всё будет хорошо.

Эксперименты с фланкерами продолжались - и в том же 2012 году на полках появился Shalimar Souffle de Parfum. По задумке - суперванильно-белоцветочная версия оригинала, в рекламных материалах названная "современной версией классики" (вероятно, Initial оказался недостаточно современным). Я её попробовала - и поняла, что в этом аромате я при всем желании не могу признать "Шалимар". Это действительно сладкий ванильный десерт с белыми цветами, лишь ненадолго в середине звучания вспоминающий ту самую гордую несладкую ваниль. К финалу это опять современная гурманская вкусняшка, и в самом деле "суфле". Впрочем, этот "нешалимар" вполне сгодится в качестве зимнего аромата на каждый день для тех, кто не знает или не любит Shalimar как таковой. 

В рекламе - снова обнажённая Водянова

Я уже привыкла к тому, что от фланкеров Shalimar можно ничего интересного не ждать... как совершенно обалдела от вышедшего в карантинном 2020-м Shalimar Philtre de Parfum. Парфблогеры писали, что он очень похож на винтажные версии аромата, в частности, на версию из 80-х - я не винтажник и в версиях не разбираюсь, но эта новинка звучит настолько шалимаристо, насколько это только возможно. Это яркий и дерзкий, как в старые недобрые времена, "Шалимар" с мощным ударением на кожу, с едкой цитрусовой ванилью. Правда, эта ваниль всё же уже немного не та - к базе становится мускусно-пудровой, чего с "Шалимарами" сроду не было. Но цитрусовые искры и тут не дают скучать. Конечно, удивительно, как и почему Guerlain пошёл на такой шаг и выпустил аромат, который поймут три с половиной парфманьяка. Впрочем, по нашим временам он сойдёт за крутую авангардную нишу - что вполне в стиле "Шалимара".

Почти одновременно с этим Guerlain продолжил экспериментировать с ингредиентами и запустил линейку Millesime: в 2021 году вышел суперванильный Shalimar Millésime Vanilla Planifolia, а совсем недавно - Shalimar Millésime TonkaПоследний при затесте снова оказался и вовсе не "Шалимаром". Где-то в самом начале мелькает воспоминание о его древней кожано-ванильной душе, которую тут же прячут в деревянную шкатулку и ставят на полку, к другим таким же воспоминаниям. Это прошлое, а прошлое прошло. А настоящее пахнет засахаренным миндалём с герленовской пудрой, "метеоритами" для миллениалов (на какое-то мгновение мне даже вспомнилась Citizen Queen), самую малость - кожей современной брендовой сумки. И в фоне - горчинка ванильного стручка и сливочная мягкость тех самых вынесенных в название бобов тонка. Это снова изящная, отлично подходящая для холодов "негурманская гурманика" - только она уже дальше от "Шалимара", чем Initial и Souffle. 


И что тут скажешь в завершение, кроме Long live Shalimar! Живучесть и долголетие у этого ветерана парфюмерной сцены удивительные. Наверняка ещё будет много фланкеров и лимиток, во многих из которых я откажусь признавать Shalimar. Но пусть они будут - и у меня, и у мира в целом. 

И поставьте по этому поводу какую-нибудь хорошую песню - например, Forty Shades of Green Джонни Кэша. Это признание в любви к Ирландии - но там внезапно есть слова:

Again I want to see and do

The things we've done and seen

Where the breeze is sweet as Shalimar

And there's forty shades of green


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Royal Crown: возвращение короля?

На бренд Royal Crown я долгое время посматривала очень издалека. Отпугивал заоблачный ценник (10-17 тысяч гривен в разных магазинах) и флако...