четверг, 14 января 2021 г.

Classique Jean Paul Gaultier: талия в корсете

Classique Jean Paul Gaultier - не единственный аромат 1990-х, который нам запомнился, но, как мне кажется, слегка задвинутый на второй план суперхитами десятилетия, от Angel Mugler до L'Eau Par Kenzo, да и в истории бренда его позже затмил роскошный белоцветочный Fragile. Он не стал родоначальником направления и прославился в основном флаконом и уходящей в бесконечность линейкой фланкеров. Хотя в своё время он был бестселлером - несмотря на скандальную упаковку, а может. и благодаря ей. И вообще он хорош и сам по себе.



Делал Classique Жак Кавалье - один из самых плодовитых парфюмеров в истории, причём в его случае количество было не в ущерб качеству. Просто оцените его послужной список - наверняка там найдётся пара-тройка ваших любимцев. Кажется, парфюмерные 1990-е, а вслед за ними и нулевые, создал именно он. И в Classique, безусловно, есть то, что можно назвать его почерком.

Но начать всё равно придётся с флакона. Из-за него, по словам самого Готье, некоторые магазины отказывались брать парфюм на продажу. "Непристойный" флакон выглядел ещё более вызывающим в сочетании с консервной банкой вместо коробки (ассоциации с Энди Уорхоллом вполне уместны). Женский торс в корсете, запечатанный в банку, был похож скорее на хулиганский художественный жест, чем на коммерческий продукт - и, возможно, потому и стал успешным коммерческим продуктом.

Корсет - разумеется, потому, что Готье вслед за Вивьен Вествуд активно возвращал корсеты в моду, только уже в качестве верхней одежды (технически правильно было бы назвать его корсажем, но как тут его назовёшь, если он - всё ещё бельё, просто без никакой другой одежды сверху?). Самое знаменитое его творение носила Мадонна во время своего тура 1990 года - и, конечно, вы его видели:


А в одной из коллекций Готье 1992 года, предшествующего выпуску Classique, есть, например, такой развесёлый психодел, панк и поп-арт в одном, извините за каламбур, флаконе: 


При этом название аромата, как мне кажется, отсылает скорее к классике в её европейском понимании - античной классике. И здесь женский торс должен напоминать о других торсах, мраморных, которые в изобилии находили на раскопках и всех подряд крестили Венерами. Впрочем, возможно, они и в самом деле были подражаниями знаменитой обнажённой Афродите Праксителя - полулегендарного скульптора, который первым начал изображать нагими не только богов, но и богинь, коим изначально предписывалась скромность, онижеженщины! Но Афродита - богиня любви и страсти, ей можно быть нескромной, её оружие - сексуальность.


Classique в версии туалетной воды звучит очень по-средиземноморски. В нём солирует шёлковый флёрдоранж, сливочно-медовый, с солнечным иланг-иланговым подтоном. Всё это великолепие оформлено - словно помещено в рамку - цветочными аккордами и укреплено солидной мускусно-древесной базой, слегка выдающей время создания аромата, как парашют за спиной разведчика из анекдота. Помимо шёлка, мне мерещатся намёки на пудру и лак для волос. Вообще это, с одной стороны, очень будуарный аромат, помадно-бельевой, а с другой - очень природный, садово-парковый, с поцелуями под цветущими деревьями и прочими дарами Афродиты. И тут он напоминает сразу кучу ароматов 1990-х, от Sicily Dolce&Gabbana до Boudoir Vivienne Westwood - но это всё скорее двоюродные и пятиюродные кузены, родных сестёр у Classique нет.

Хотя это очень тёплый по ощущениям аромат, ему самому нужно тепло для должного раскрытия. Меня он совершенно поразил однажды летним вечером, когда я после работы отправилась поплавать в озере. И тут Classique, который весь день вёл себя вполне пристойно, загремел над водой, как колокол - такого прекрасного густого флёрдоранжевого облака со мной не случалось ещё никогда. Вероятно, ему нужна была стихия Афродиты, чтобы выйти из пены во всей красе. С тех пор я люблю их обоих - и Classique, и флёрдоранж.

Надо сказать, что у Classique есть ещё и версия парфюмерной воды, но это совсем другой аромат, их не перепутаешь. Classique edp - это плотная ванильная фантазия на тему орхидеи, с каплей тёмного пряного рома, с гладкими сливочными бобами тонка в базе. Это густой и томный, скорее зимний аромат, в отличие от весенне-летней романтичной edt. В своё время я остановилась именно на туалетке, хотя edp тоже бы не отказалась иметь в коллекции.

Но флакон, конечно, побеждает всё. У него появились и подражатели - Ким Кардашьян с семейной привычкой тащить всё, что плохо лежит, запечатала в похожий флакон свой аромат Body и изящно выкрутилась: мол, это уменьшенная копия слепка с её собственного тела, а вовсе не корсет Готье. Сам Готье, впрочем, отнёсся к этому более чем снисходительно, заявив, что у него подразумевалось женское тело вообще, а не чьё-то конкретное. У Ким, что интересно, получилось даже более похоже на античных Венер, чем у Готье. А ещё до Ким была Никки Минаж со своим Pink Friday - и решение приделать этому торсу ещё и голову было явно неудачным, потому что результат, как по мне, выглядит откровенно крипово. Но, возможно, в том и была цель.

А в качестве завершения - пусть тут будет реклама первых ароматов Готье, женского Classique и мужского Le Male. Милый и жизнерадостный техно-поп-арт, оптимистичный, как весь Готье.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Белые и пушистые: молоко в парфюмерии

В парфюмерии много сливок, особенно взбитых, заварного крема, помадки, згущёнки, сладкого какао и кофе с молоком - но мало собственно молока...